- РЕГИСТРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
- – регистрация, имеющая задачей учёт юридических лиц, основной целью которых является оперативно-хозяйственная деятельность и контроль за законностью их возникновения, реорганизации и прекращения Регистрации подлежат государственные тресты и иные хозрасчётные объединения, автономные предприятия, подсобные предприятия бюджетных учреждений, оформленные в качестве особых юридических лиц, все кооперативные организации, кроме колхозов и рыболовецких артелей, образованные в качестве особых юридических лиц предприятия кооперативных организаций и других общественных организаций (профсоюзов, добровольных обществ и т. д.), а также филиалы юридических лиц (см.). Не подлежат регистрации все организации, финансируемые из гос. бюджета, а также содержащиеся на специальные средства, хозрасчётные главки [но не их снабженческо-сбытовые конторы, отделения и базы, управления по строительству, дирекции строящихся предприятий и отделы капитального строительства заводов, домоуправления и находящиеся на хозрасчёте социально-культурные организации, если они не ставят хозяйственную деятельность своей основной целью (поликлиники, санатории, дома отдыха, зрелищные предприятия, клубы, дворцы труда и т. п.)]. Хозрасчётные предприятия, входящие в состав трестов, торгов и иных объединений, не проходят самостоятельной регистрации, но список их вносится в государственный реестр при регистрации того юридического лица, в состав которого они входят. Магазины, предприятия, мастерские и т. п., не переведённые на полный хозрасчёт, т. е. не состоящие на самостоятельном балансе и не наделённые собственными оборотными средствами, вообще не подлежат регистрации.
Регистрация производится в Министерстве финансов СССР или союзной республики либо в местном финотделе, в зависимости от подчинённости юридического лица. В гос. реестр вносятся наименование и подчинённость юридического лица, указание на орган, разрешивший образование юридического лица, размер уставного фонда, предмет деятельности, местонахождение юридического лица и список входящих в его состав хозрасчётных предприятий (основная регистрация). В порядке текущей регистрации должны быть зарегистрированы и все дальнейшие изменения в правовом положении юридического лица: изменение устава и подведомственности, начало и конец ликвидации, а также реорганизация юридического лица (см. Ликвидация юридических лиц, Реорганизация юридических лиц). Гражданско-правовое значение регистрации выражается в следующем: 1) только с момента регистрации возникает гражданская правоспособность регистрируемой организации (ст. 14 ГК); 2) государственные и кооперативные организации не вправе заключать никаких сделок с незарегистрированными организациями; 3) Госбанк не вправе открыть незарегистрированной организации расчётный или текущий счёт, выдавать деньги и совершать с ней какие-либо кредитно-расчётные операции. Кроме того, фин. органы могут наложить на руководителя незарегистрированной организации штраф не свыше 100 руб. Если фин. орган установит, что фактическая деятельность организации не соответствует её уставу или положению, он обязан аннулировать произведённую Р. г. ю. л., сообщить об этом Госбанку для закрытия счёта организации и поставить перед надлежащими органами вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях (см. Инструкцию Министерства финансов от 11 мая 1951 г. № 808).
От государственной регистрации надо отличать иные формы регистрации социалистических организаций, на которые не распространяется государственная регистрация, хотя они являются юридическими лицами. Так, напр., колхозы и рыболовецкие артели регистрируются в райисполкомах, профсоюзные организации – в вышестоящих профсоюзных органах (ст. 152 КЗоТ). Регистрация колхозов и профсоюзных организаций имеет гражданско-правовое значение и является необходимой предпосылкой гражданской правоспособности этих организаций. Напротив, лишены гражданско-правового значения следующие: формы регистрации хоз. предприятий, имеющие исключительно статистическо-контрольныи характер: 1) налоговая регистрация предприятий как плательщиков налогов в финотделах; 2) регистрация промышленных предприятий в органах Центрального статистического управления; 3) специальная регистрация отдельных видов предприятий в органах, ведающих соответствующей отраслью хозяйства (напр., регистрация всех предприятий и лабораторий, перерабатывающих или потребляющих драгоценные металлы, в инспекции пробирного надзора Министерства финансов СССР).
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.